Сегодня у нас в гостях один из самых читаемых и известных фикрайтеров мира «D. Gray-man» Хэл – проклятье Света, который сбросил ради нас маску своей таинственности и загадочности и любезно согласился ответить на вопросы, которые так интересуют наших читателей.
Итак, приступим?
читать дальше
Хэл, скажите, кто или что привело вас в мир D. Gray-man и как познакомились с аниме и мангой?
- В фэндом привел Канда. Точнее, сравнение с ним одного из моих персонажей. Шибко интересно стало, оскорбили аль похвалили этой ассоциацией. Для начала глянул пару вхарактерных клипов - отторжения не вызвало. Посмотрел серии боя с Гневом Ноя. Заинтересовал концепт мира, поехали рыть дальше. Дорылся до фанфикшена. «Стал играть в орлянку, азартные игры… и покатился» (с).
А что первое попалось вам под руку в фанфикшине? Кого именно читали и почему решили рыть дальше?
- Первое уже и не упомню. Давненько это было, а старость не радость, уж пардон… На первых порах попалась на глаза тиканда от Винер-сан («Последний поединок», если память не изменяет, а она вполне может), лаванда Братьев (кажись, то был глубокий постканон о Канде-садоводе, из которого я мало чего для себя вынес из-за АУшности), что-то из юллена. Ну и все прочее, что в то время вывешивалось на главном сообществе. Читал сначала только с Кандой, потом (когда более-менее уяснил, что еще за звери есть в Дигре) - все подряд, невзирая на пейринги и авторов. Характеры и взаимодействия персонажей заинтересовали, определенно. Каждый автор видит их по-своему. Возник закономерный вопрос: «А правда-то где?». Вот поэтому и начал рыть глубже.
Надеюсь, на фанфикшене вы не остановились?
- Нет, конечно. Любопытство – сила страшная и всемогущая, доказано. Фанфикшен это хорошо, но интересно на чем он базируется, какие предпосылки были в каноне. После длительных сомнений на тему «а надо ли оно вообще?» (ибо копчиком чуял: если влезу, то по самые уши) все-таки убил пару дней на просмотр аниме практически нон-стопом. Мир затянул пуще прежнего, выработалось то, что принято называть «своим видением канона».
А манга?
- За мангу браться не хотел, ибо рисовка первых глав сильно шпыняла чувство визуального восприятия прекрасного. Но обоснуй суров и зубаст. А так как в то время появилась идея «Инициативы»… В общем, в ходе мозгопролитной войны Идеи с этим страшным зверем пришлось штудировать канон всесторонне, т.к. банально не хватало фактов для мотивирования поведения персонажей.
Что именно вам нравится больше всего в D.Gray-man и почему?
- Мир. Отсутствие четкого деления на черное и белое. И вследствие этого возможность жонглировать фактами канона в угоду то темным, то светлым.
Вы сторонник канона или, скорее всего, вас привлекает фанон и почему?
- Канон, умело и без вреда прогнутый в угоду фанону. Или фанон, ловко и достоверно втиснутый в рамки канона. Потому что стимулирует работу мозга и гибкость мышления.
Расскажите, а какой самый яркий момент канона и почему вы так считаете?
- Сложно выделить какой-то один эпизод. Канон он и есть канон. Воспринимается целиком, а не частями. Хотя этак со 199-й главы манги моя вера в этот принцип несколько пошатнулась.
А принимаете ли вы кроссоверы? С какой мангой или аниме вы могли бы скрестить D.Gray-Man?
- Для того чтобы удобоваримо совместить разные миры, надо иметь очень лихую фантазию и приручить самого дикого обоснуя. Удается это единицам. По мне так мир Дигрей сам по себе насыщен, какие-либо «добавки» излишни.
Назовите вашего любимого героя в мире D.Gray-man, а может, любимый персонаж и не один?
- Канда и Лави. У них полное равноправие. Во всех смыслах, о да.
Почему вам интересны именно эти герои?
- Пожалуй, потому что они интересны как независимо друг от друга, так и в связке. У каждого из них мало того, что уйма тайн и загадок прошлого \ предназначения \ способностей, так еще и характеры сильные, волевые, к тому же многогранные: делая акцент на одной из сторон личности можно варьировать мотивациями, поведением персонажей, восприятием текста и настроением. Не в ущерб канону, что немаловажно.
Каково ваше восприятие этих персонажей?
- В зависимости от ситуации, в которую загоняю персонажей, характеры преломляются в чуть ином свете. Если обобщить, то все базируется на реализме людей, несклонных к вере в сказки, ибо на собственных шкурах давно убедились, чем это чревато; цинизме бойцов, большую часть жизни проведших в крови по щиколотку; скептицизме «независимого наблюдателя» и «универсального солдата», которым чхать на высшие идеалы, если они расходятся с личными интересами; жизненном опыте, для восемнадцатилетних парней слишком обширном в специфических областях. Можно прикрыть это мишурой дружбы, можно заменить вуалью делового сотрудничества. Прочие ингредиенты по вкусу, взболтать, но не смешивать. Это я и понимаю под «церебральной лавандой».
Хэл, а кто еще привлекает из героев мангаки Хошино? Кого бы вы поставили на второе и третье места после Лави и Канды?
- Второе место можно присудить Комуи, Кроссу и Историку старшему за умение вести политические и психологические игры. Этакие темные лошадки, цену за катание на которых узнаешь только на финише. Третье – лорду Микку, Лулубелл и маршалу Найн, но взаимодействия с ними прописать сложнее в силу скудности информации. Если мотивации «лидеров хит-парада» я себе представляю, вторых – тоже, то с третьими много неувязок. Притягивать домыслы за уши может быть чревато.
Кого из героев мангаки вы не воспринимаете, вам непонятны? Из-за малого количества информации, мелькания в каноне и так далее…
- Не воспринимаются как достойные внимания? По этой позиции Джонни вне конкуренции. Непонятны в каноне, потому что у них мало эфирного времени? Ривер, Фоу, Жу Мей Чан, Рене Эпстейн, Лулубелл (да и все Нои, кроме, пожалуй, Скина, Тикки и Джасдеби – о них хоть что-то, но известно). О них мало говорится в каноне, о прошлом практически неизвестно, а жаль. Фантазировать на пустом месте скучно.
Как часто второплановые персонажи, на ваш взгляд, оказываются интереснее главного героя?
- Провокационный вопрос. Касательно Дигрея, та же Анита мне гораздо милее, чем разнесчастный и всеми пинаемый главный седой герой или склонная к слезоразливам Линали. Не в статусе дело, а в том, что психотип у них такой. Степень интереса зависит не только от частоты мелькания персонажа на экране или страницах манги, но и от предпочтений зрителя или читателя. Например, если я и по жизни не испытываю приязни к беспрестанно ноющим плаксивым альтруистам, то с чего бы мне этот тип стал интересен в аниме?
Приемлете ли наличие флафа и ангста в фанфиках?
- Флафф не воспринимаю вообще. Не тот мир этот Дигрей, чтоб там розовые сопли на бельевой веревочке развешивать. Ангст вполне может быть. Но воспринимается положительно только если он толково прописан и не замешан на любви безмерной, безответной и вообще запретной. А то как начнут боевики страдать в духе выпускниц института благородных девиц, так хоть проводи с автором реабилитационный курс лечения фильмами о войне, чтобы вытравить дурь «с приветом от бразильской киноиндустрии».
Некоторым не нравится, когда в фанфикшине описывают однополые отношения. А как вы к этому относитесь?
- Если имеются в виду отношения по любовной линии между персонажами одного пола, то приемлемо любое сочетание. Хоть яой, хоть юри, хоть гет. Но с оговоркой: рейтинг не выше эрки, и без разведения сырости и слащавости наигранного романтизма. И при условии, что хорошо и с толком написано. Когда укладывание героев (независимо от пола) в койку является единственной целью всего повествования, это не впечатляет никак. Постельные сцены интереса не представляют.
На практике юри по Дигре очень мало (сопливо-розовато-оосное оfem-ливание парней не считаю за произведения: редко кто может написать вхарактерное фем). Что ж поделать, если с героинями в стане экзорцистов не шибко удачно сложилось… Не в упрек маршалу Найн, разумеется, но маловато о ней данных, маловато. Если слезы литрами и причитания часами неприемлемы, то приходится обращать взор на мужское население, дабы прописывать взаимодействие персонажей и командную работу.
Как вы относитесь к PWP? Имеет ли данное явление право на существование?
- Раз кому-то нравится, значит, имеет. По мне так параллельно. Гораздо интереснее когда персонажи имеют друг (не)друга церебрально, то бишь в мозг.
Так, а сейчас немного нелепый вопрос, но все же. Мужская беременность в фанфиках. Не удивляйтесь так. Это смешно для вас или само собой разумеющееся в слеше?
- Первые три варианта ответа застряли в цензуре. В четвертом через мат-фильтр повезло пробиться только одному слову: не-при-ем-ле-мо! Ни в каком виде.
Уместно ли употребление ненормативной лексики?
- Вопрос довольно любопытный. И спорный, что уже не раз подтверждалось практикой.
Противникам употребления мата рекомендую сразу листать дальше, к следующему вопросу.
Мнение мое базируется на том, что мне ближе стремление к реалистичности, чем возведение персонажей в статус идола-идеала. А обычные подростки 16-18 лет при неформальном общении со сверстниками не особо стесняются в речи. Конечно, характер и воспитание оказывают свою роль. Например, самое грубое ругательство от Линали может быть «дурак». А вот Аллен (шатаясь за Кроссом по сомнительным кабакам), Лави (сызмальства таскающийся по окопам), Канда (с мат-фильтром, сбоящим на генетическом уровне) – это не кисейные барышни и не светские лорды (кстати о лордах, сомневаюсь, что в шахте Тики изъяснялся высоким стилем). Это по части обоснованности и привязки к реалиям мира. Другой вопрос – уместность использования мата в фиках. Если наличие ненормативной лексики выражается в упоминании через предложение трехбуквенного именования моли на букву Б, то совершенно неуместно. Равно как и неправильное употребление приставок и суффиксов, отчего весь смысл и смак теряются. Выглядит нелепо и… К примеру, как если десятилетние пацаны пытаются выглядеть круто и кидаются абы как слепленными обрывками услышанных от взрослых фраз, совершенно не понимая их смысла.
Кроме того, важен еще и стиль повествования, ситуация, психологическая обстановка, предпосылки. Если вокруг мир и тишь, лютики-цветочки, лотосы в садочке, и вдруг грому подобный трехэтажный мат Канды – тому должно быть разумное объяснение, а не просто плохое настроение. В моем понимании, чем злее персонаж, тем заковыристее он может выдать ругательство.
Я не пропагандирую мат в фиках, Тьма упаси. Я против жуткой неграмотности речи любой степени цензурности.
Мери Сью. Как по-вашему, что это за зверь и почему некоторые так и горят желанием пристрелить ее еще на первых страницах фанфика?
- О Мэри! Зачем же сразу пристрелить? А как же инквизиторский инвентарь? Не дело это, когда полезный инструментарий простаивает и ржавеет.
Насколько вы терпимы к такому явлению?
- Манчкинство, читерство и мери\мартисьюизм не выношу на дух. Если автору так уж неймется нейтрализовать (и именно в фанфикшине) свои детские комплексы затюканного гадкого утенка, то почему бы не отписать оридж? Там больше вероятность, что скостят, сделав скидку на авторский мир. Хотя и это, по моему мнению, не оправдание. Когда же Машка силиконом седьмого размера или Мартик стероидами деланными мышцами расталкивают героев канона и влезают на пьедестал – за это автору надо прописывать посантиметровую ампутацию рук. Без наркоза, с прижиганием.
Но!
После драббла (на шесть тысяч слов, авторства Птицы Сирин) о высмеянной по самый бронелифчик Мэрьке-Жозе из АХТУНГА я уверен, что и эпик с Машкой можно описать так, что читатель будет аплодировать стоя. Но Птичкин шедевр, безусловно, потрясающее исключение из убогого правила.
Ау, ООС - ваше отношение к этому? Как не скатиться в ООС?
- Любая попытка обосновать то, что в каноне не разъясняется детально – это уже АУ. IC ваяет только мангака. Не так ли? Поэтому все мы пишем с ООС и в АУ. Вопрос в том, насколько сильно откланяемся от «эталона». А вот это уже зависит от таланта автора, от умения играть словами, от его видения персонажей и от личных предпочтений. Можно и АУ с ООС прописать так, что будет восприниматься верибельнее канона. Удается не всем, но надо к этому стремиться.
А всякие «школьные» АУ про эмо, дикий ООС сопливо-слезливых девочек \ выпускниц института благородных девиц \ непрестанно депрессирующих мямлей \ и тому подобный ужас вместо персонажей канона воспринимается крайне негативно.
Какой герой в творчестве фандома больше всех страдает болезнью ООСа?
- Чем больше популярность героя, тем чаще он страдает от ООСа. Следовательно, святой троице апостолов достается больше всех.
Кто выходит более каноничным?
Тут вопрос скорее не «кто», а «у кого». Все зависит от автора. И, разумеется, от совпадения видения персонажей автором и читателем.
Что побудило вас начать творить по данному фэндому?
- Фанфикшн и побудил. Словами добрых людей: «если не нравится, как пишут другие – напиши сам». Что и сделал.
Почему остались в фэндоме? Чем он вас так заинтересовал?
- Мир интересный. Занимательно в угоду себе гнуть его рамки, не ломая, и пытаться обосновать в принципе необоснуемое. Неравнодушен к гимнастике мозга, каюсь.
Расскажите о вашей первой публикации в фандоме. Что это было?
- Первая-то… Да тихонечко, вот, прокрался с опусом «Инициатива наказуема. Исполнением» на овер 80 тысяч слов. Скромненько так попросился на постой, что уж…
А помните свой первый отзыв?
- Первый отзыв был от человека, ратующего за вхарактерность. И отзыв был положительный, что несказанно порадовало.
Как относитесь к отрицательной и положительной критике?
- Если человек не навязывает свою точку зрения как единственно верную, то спокойно принимаю к сведению любое мнение, будь оно положительное или отрицательное. Мне же интересно, что удалось, а что нет. Замечания в будущем использую, ляпы учту. А вот для качающих права, настойчиво размахивающих личным ИМХО, насаждающих свое мнение упрямых личностей гранат УЕ-666Бу хватит с лихвой. Я щедрый.
В отзывах любите количество или качество? Что больше помогает творить дальше: множество коротких положительных отзывов или мало, но развернутых и критических?
- То, что однозначно помогает и вдохновляет: подтверждение того, что идеи дошли до читателей, восприняты именно так, как планировалось, что фразы-зацепки замечены, сцены-намеки поняты правильно.
Положительно или отрицательно относитесь к бетам и гаммам? Как это влияет на ваше творчество?
- Нулевое влияние по той простой причине, что с бетами и гаммами я не работаю. Быть моей бетой дело неблагодарное и критичное для нервной системы. Мои ошибки – это мои ошибки. От них никто не застрахован и не избавлен полностью. Не вижу причин перекладывать ответственность на кого-то еще.
Помощь по идейным поворотам сюжета приемлю. Частенько идеи вырисовываются из разговоров с единомышленниками. Например, те же две «Родословные» - результат стебного гона, разросшийся до макси-габаритов.
Во всех произведениях должны присутствовать: идея, сюжет и композиция. Как у вас, получается?
- Судить не мне, а читателям, уж явно.
Какие требования вы предъявляете к чужим фикам? Удаётся ли вам самому соответствовать этому уровню?
- Максимальная приближенность к заданным каноном характерам и реалиями мира. Логичность и обоснованность поведения. Реалистичность, с поправкой на альтернативную физику Чистой силы и способностей Ноев. Касательно моих работ по Дигре все просто: то, что не дотягивает до установленной планки, в сеть не летит.
Сюжет: то, что задумывалось изначально, и то, что получилось в итоге. Бывает разница, идея может поменяться? Если да, то что может послужить причиной? Как часто идея меняется в вашем творчестве в процессе написания?
Когда я начинаю что-то ваять, то общий концепт – что, кто, зачем и почему - уже представляю. Детали же (то есть волшебные «как?» и «каким образом?») вырисовываются по ходу работы. В процессе запросто может придуматься поворот не запланированный изначально, но в пределах общей идеи. Только одна вещь была отписана по наитию, буквально за несколько часов. Тогда картинка складывалась по мере написания, я набивал строки, не зная, чем закончится этот текст. Важна была не сюжетная составляющая, а эмоциональная. Так что, «Давай за…» стало исключением из общего правила.
Должен ли сюжет быть связан с реальностью?
- Обязательно. Хоть она и шибко альтернативная.
Замечали ли вы, заштампованность того или иного сюжета, его повторение?
- В рамках заданного мира вообще сложно придумать что-то кардинально новое. Если не ударяться в АУ, конечно. Вопрос в том, как преподать. Даже заезженный сюжет может быть интересен, если хорошо и живо отписан.
Ваше отношения к заимствованию и плагиату.
- Похожие идеи встречаются, куда ж без этого – канон-то для всех един. Каждую мысль можно развить по-своему. Это похвально. В отличие от неумелого пересказа чужой (более качественной) работы.
Что из своего творчества вы считаете лучшим?
- Сложный вопрос, на самом деле. Пожалуй, «Пунктир Истории времен». За саму идею с развилкой, с переплетением прошлого, настоящего и будущего и за реализацию применительно к миру Дигрея. Второе призовое могу поделить между «Инициатива наказуема. Исполнением» и «Родословная. Скрепление узами». За «многотомное» обоснование дружбы Канды и Лави в первом случае и за перешагивание через собственное «фэ» и ваяние вхарактерного Лави-девицы во втором.
Есть ли идолы, которым хотелось бы соответствовать?
- Не являюсь идолопоклонником, в богов не верю.
Что-то из чужого творчества помогает создавать свое и кто, если не секрет?
- А то! Gennie вот как нарисует лаванду – так Хэла и понесет в дебри. При образном мышлении частенько получается, что стоит только увидеть картинку, тут же следует моделирование ситуации, подгонка обоснуя и далее уже детальная проработка причинно-следственных связей. Так было с фиком «Ловись, рыбка, на кролика рыжего» по арту «Хочешь?», со «Свечой», с половиной артов к «Пунктиру Истории времен», с «Равноценным обменом».
А можете назвать вашего любимого автора или художника?
- Фикрайтеров, творчество которых нравится, немало. Кого-то конкретного выделить затрудняюсь.
Художник - см. ответ выше. Мне нравится работать в паре с Gennie. Во вторую очередь, потому что обсуждение идей – процесс увлекательный и занятный. А в первую – потому что качество исполнения просто шедевральное. Как устоять, когда в персонажей жизнь вдыхают?
Из клипмейкеров могу отметить Фризу, работы которой поражают психоделическими моментам («Дети» и «Мы все сошли с ума» впечатлили всерьез и надолго) и юмором (серия «Спалили» - неплохой домкрат настроения). Rukia-san – за смысловую нагрузку, умело совмещенную с техничностью исполнения. Elice – за убойный гороскоп. Ран-абисинец, СеленЛави – опять же за психоделику и подборку кадров под сюжет. Что-то есть в работах такое, что после второго просмотра закрываешь глаза и слушаешь, слушаешь, слушаешь… Видеоряд предстает перед внутренним взором, что-то добавляется фантазией, накладывается на исходные образы. В итоге получаем потрясающий эффект церебрального массажа.
Откуда берете музу? Что именно вдохновляет?
- Из холодильника. Она там, видите ли, лучше сохраняет пригодный для использования вид… Шучу. Раз на раз не приходится. Частенько – случайно брошенные фразы в переписке. Или арты, что в последнее время происходит довольно часто. Какая-то мелкая деталь дает импульс, и потом только успевай притормаживать на поворотах, чтоб мозг не перевернуло окончательно.
Скажите, к какому размеру вас приводит чаще всего муза и как так получается?
- Начинается все с «ах ты ж, идея засела. Надо отписать драбблик на страничку – отвяжется». Потом на второй страничке наброска гордо приходит обоснуй, садится и внимательно смотрит в глаза, пока не покормишь скотину еще тройкой-пятеркой страниц. За это время звереныш успевает сдружиться с музой, и они продолжают совместно развиться еще страниц этак на пять-десять…
Насколько сложно иногда бывает воплотить задуманное в реальность?
- Зверь неписец знаком, виделись, цапались. В миру он называется банальной нехваткой времени, увы.
А какой еще фэндом привлекает, кроме D. Gray-man?
- О, есть один замечательный фэндом. «Жизнь» называется. Такой, знаете ли, занимательный, не дает скучать ну вот никак.
Да уж, это точно. Полностью с вами согласен. Насколько удается совмещать основной вид деятельности – работу и творчество?
- С трудом.
Творчество – для вас это отдача душевных сил или подпитка?
- И то, и другое. В разных пропорциях, в зависимости от того, насколько идея сложна в написании. Когда ваяешь то, что нравится самому – это кайф. Когда результат находит положительный отклик у публики – кайф двойной.
Считаете ли вы, что автор в первую очередь должен творить для себя, а остальное вторично?
- Разумеется. Если автору не нравится то, что он пишет, как оно может понравиться другим? Но это не отменяет всех выше перечисленных требований к фикам. Если автор – бездарь, но козыряет своим «шЫдевром», сопровождая аргументами вроде «ничего вы не понимаете, я так вижу и мне так нравится», то… Сказал бы, что жаль мне такого недалекого человека, да вот жалеть не умею, даже столь убогих.
Ставите ли вы себе сроки? Если да, то как часто получается их выдерживать?
- Даже не пытаюсь, потому что Леди Вдохновенье капризна, по заказу не является. То ни строчки за неделю, а то вдруг несколько страниц махом.
Чем планируете порадовать нас в дальнейшем?
- Задумки-то есть, был бы еще тайм-аут Миранды. В работе на сей день три проекта разной направленности и жанров. Видимо, включился мод «назло врагам», потому что взялся отписывать то, что числится в списке неприемлемого лично Хэлом. Посмотрим, что из всего этого получится… Вторая «Родословная» ведь как-то получилась, хоть и из той же оперы.
Как вы думаете, чем закончиться манга?
- Закончится? Да манга вечна! До тех пор, пока она активно раскупается.
Что бы вы изменили, если бы были мангакой?
- Изменил бы адресок, по которому г-же Хошино ее траву подгоняют. Вписал бы свой.
И что бы вам хотелось бы увидеть на последних страницах?
- Грибок ядерного взрыва. Шучу. Мнится мне, Хошино и Ко выдумают что-нибудь похлеще.
Спасибо за столь откровенные ответы, Хэл. Мне остается только пожелать вам удачи в творчестве, побольше любопытных идей и их скорого воплощения в реальность, ну и конечно же вдохновения. Чтоб эта коварная птица не покидала вас и продолжали радовать нас своим творчеством.
Всего доброго.
Напоследок хотелось бы добавить, что с творчеством такого интересного человека, как Хэл - проклятье Света, вы можете ознакомиться на страницах его "Адовой читальни".
Интервью с Хэл - проклятье Света.
Сегодня у нас в гостях один из самых читаемых и известных фикрайтеров мира «D. Gray-man» Хэл – проклятье Света, который сбросил ради нас маску своей таинственности и загадочности и любезно согласился ответить на вопросы, которые так интересуют наших читателей.
Итак, приступим?
читать дальше
Напоследок хотелось бы добавить, что с творчеством такого интересного человека, как Хэл - проклятье Света, вы можете ознакомиться на страницах его "Адовой читальни".
Итак, приступим?
читать дальше
Напоследок хотелось бы добавить, что с творчеством такого интересного человека, как Хэл - проклятье Света, вы можете ознакомиться на страницах его "Адовой читальни".